Получить бесплатную консультациюнаших специалистов

Никита Петухов: «Надо работать на перспективу»

Смотреть все новости

Сейчас необходимо искать нестандартные подходы к продаже недвижимости, тщательно анализировать пути развития. Это есть настоящее и ближайшее будущее регионального рынка недвижимости

Сейчас выиграют те участники рынка недвижимости, которые найдут свою уникальную нишу, сумеют сформировать свой круг клиентов. Более того – пришло время считать свои деньги, внимательно прорабатывать даже текущие проекты. О том, как будет развиваться рынок в этом году, рассказал глава консалтинговой компании Real Estate Create Никита Петухов.

– Никита Сергеевич, как, на ваш взгляд, будет развиваться рынок недвижимости в 2015 году?

- Прогноз на 2015 год: на рынке недвижимости, скорее всего, будет стагнация с тенденцией к понижению. Весной и вначале лета мы почувствуем спад. Если сейчас нужны деньги – надо продавать, если нет – ждать. В целом после нового года на рынке затишье. Можно предположить, что скоро будет спад на продажу «долевок», когда доллар будет влиять на стройматериалы, себестоимость строительства, а застройщики почувствуют рост ставок по кредитам, то начнутся колебания рынка. На рынке коммерческой недвижимости ситуация осложняется тем, что цена зависит от арендодателей. Многие будут снижать ставки, упадет ликвидность рынка. Арендаторы будут переезжать в другие помещения, которые раньше были недоступны из-за высокой ставки. Компании будут съезжать из торговых центров, пересматривать концепцию развития, открывать магазины меньше по площади или даже закрываться. Важно правильно управлять этим рынком, верно определять функционал помещения. Сейчас самое время народу снова научиться считать деньги, как в 2008 году. Тогда просто рынок обвалился одновременно. Сразу не стало денег у всех, было понятно дно кризиса. Он упал и через какое-то время стал расти. Сейчас не видно конца, хотя довольно много людей, кто смог заработать на курсах валют и покупательском ажиотаже.

- Какой стратегии работы на рынке стоит придерживаться риэлторским агентствам?

- В Самарском регионе есть рынок коммерческой недвижимости, земли, рынок жилья, который формируют застройщики. А рынка «вторички» и элитной недвижимости, я считаю, нет. Мы пытались сделать рынок элитной недвижимости в 2007 году, открыв Royal Estate Boutique, который обслуживал только вип-клиентов, но за полтора года стало понятно, что этого рынка нет. Все равно сами клиенты обращаются в разные агентства, не заключают эксклюзивных договоров, не дают доверенность, не прописывают требования, в общем, не доверяют. Рынок вторичного и элитного жилья может сформироваться тогда, когда клиент договорится с консультантом. В Москве и Санкт-Петербурге существуют конкретные правила: определенный процент комиссии, эксклюзивные договоры, обязанности риэлторов, есть региональные рынки, которые хорошо работают, где видно, кто держит часть рынка. У нас такого нет. И это не вина конкретно покупателя или продавца, они просто не договорились между собой. Риэлторы дают себя продать-купить. Люди не научились ставить конкретные задачи риэлтору, требовать отчета о работе, совещаний, консультаций. Поэтому я считаю, что риэлторского рынка на сегодняшний день в Самаре нет, так как нет явных лидеров, кто держит большой процент рынка, и аутсайдеров, большинство – частные предприниматели, мелкие фирмы с небольшим объемом продаж. В кризис выживут те, кто работает в определенной нише и имеет свой круг клиентов. Пока же мы сталкиваемся с ситуацией, что один и тот же объект продают нескольких разных «продавцов». Агентствам надо найти свою конъюнктуру, почувствовать, что и по каким ценам надо продавать, заключать эксклюзивные договоры.

К примеру, в 2004-2006 годах ощущалась некая тенденция к становлению рынка, активно работала гильдия риэлторов, выходили журналы по недвижимости. Был рост рынка, но потом расплодились мелкие агентства, основатели сами вырастили себе конкурентов.

- А что вы могли бы порекомендовать остальным участникам рынка?

- Кризис дает время на размышление, чтобы взять паузу и подумать, что делать дальше, нащупать новый виток развития, выработать нестандартные подходы к продаже недвижимости.

Сейчас есть новые ниши, которые нужно прорабатывать, городские и областные программы, к примеру, подготовка к ЧМ-2018. В рамках чемпионата можно освоить огромный рынок в связи с будущим наплывом туристов – построить новые гостиницы, рестораны. Также сейчас реализуется большой проект по изменению исторического центра города

в районе Хлебной площади. Там большой потенциал по расселению, продаже, покупке недвижимости. Сейчас грамотная консультация – это самое важное. Я думаю, в этом направлении и нужно работать – самим искать объекты, инвесторов на них, исследовать рынок, предлагать концепции. Надо работать на перспективу.