Получить бесплатную консультациюнаших специалистов

Тенденции на рынке недвижимости в условиях кризиса

Смотреть все новости

Рынок элитной недвижимости своеобразный: в одном и то же доме квартиры могут стоить совершенно по-разному, что зависит от многих факторов, их нужно рассматривать в индивидуальном порядке. Экспозиции дорогостоящих квартир могу стоять годами и ждать своего покупателя. Зато уходят они за один день, если клиенту нужны именно такой метраж, такая планировка, вид из окна и месторасположение дома. Так обстоят дела, например, в «Ладье», «Евроквартале». Что касается заграничной недвижимости, то сейчас люди не стремятся покупать ее покупать, а выжидают более благоприятного момента.

 

Прогноз на 2015 год: рынок недвижимости, скорее всего, будет идти вниз. Весной и вначале лета мы почувствуем спад. Если сейчас нужны деньги – надо продавать, если нет – ждать. В целом после нового года на рынке затишье. Можно предположить, что скоро будет спад на продажу «долевок», когда доллар будет влиять на стройматериалы, себестоимость строительства, начнутся колебания рынка. На рынке коммерческой недвижимости ситуация осложняется тем, что цена зависит от арендодателей. Многие будут снижать ставки, упадет ликвидность рынка. Арендаторы будут переезжать в другие помещения, которые раньше были недоступны из-за высокой ставки. Компании будут съезжать из торговых центров, пересматривать концепцию развития, открывать магазины меньше по площади или даже закрываться. Важно правильно управлять этим рынком, верно определять функционал помещения. Сейчас самое время народу снова научиться считать деньги, как в 2008 году. Тогда просто рынок обвалился одновременно. Сразу не стало денег у всех, было понятно дно кризиса. Он упал и встал через какое-то время, стал расти. Сейчас не видно конца, хотя довольно много людей, кто смог заработать на курсах валют и покупательском ажиотаже.

 

В Самарском регионе есть рынок коммерческой недвижимости, земли, рынок жилья, который формируют застройщики. А рынка «вторички» и элитной недвижимости, я считаю, нет. Мы пытались сделать рынок элитной недвижимости в 2007 году, открыв Royal Estate Boutique, который обслуживал только вип-клиентов, но за полтора года стало понятно, что этого рынка нет. Все равно сами клиенты обращаются в разные агентства, не заключают эксклюзивных договоров, не дают доверенность, не прописывают требования, в общем, не доверяют. Рынок вторичного и элитного жилья может сформироваться тогда, когда клиент договорится с консультантом. В Москве и Санкт-Петербурге существуют конкретные правила: определенный процент комиссии, эксклюзивные договора, обязанности риэлторов, есть региональные рынки, которые хорошо работают, где видно, кто держит часть рынка. У нас нет такого. И это не вина конкретно покупателя или продавца, они просто не договорились между собой. Риэлторы дают себя продать-купить. Люди не научились ставить конкретные задачи риэлтору, требовать отчета о работе, совещаний, консультаций. Поэтому я считаю, что риэлтерского рынка на сегодняшний момент в Самаре нет, так как нет явных лидеров, кто держит большой процент рынка, и аутсайдеров, большинство – частные предприниматели, мелкие фирмы с небольшим объемом продаж. В кризис выживут те,  кто работает в определенной нише и имеет свой круг клиентов. Пока же мы сталкиваемся с ситуацией, что один и тот же объект продают нескольких разных продавцов. Агентствам надо найти свою конъюнктуру, почувствовать, что и по каким ценам надо продавать, заключать эксклюзивные договора.

 

Хотя есть условия для нормального развития рынка. К примеру, в 2004-2006 годах ощущалась некая мощь, активно работала гильдия риэлторов, выходили журналы по недвижимости. Был рост рынка, но потом расплодились мелкие агентства, основатели сами вырастили себе конкурентов. Кризис дает время на размышление, чтобы взять паузу и подумать, что делать дальше, нащупать новый виток развития, выработать нестандартные подходы к продаже недвижимости.

 

Сейчас есть новые ниши, которые нужно прорабатывать, городские и областные программы, к примеру, подготовка к ЧМ-2018. В рамках чемпионата можно освоить огромный рынок в связи с будущим наплывом туристов – построить новые гостиницы, рестораны. Также сейчас реализуется большой проект по изменению исторического центра города в район Хлебной площади. Там большой потенциал по расселению, продаже, покупке недвижимости. Сейчас грамотная консультация – это самое важное. Я думаю, в этом направлении и нужно работать – самим искать объекты, инвесторов на них, исследовать рынок, предлагать концепции. Надо работать на перспективу.